Ведущий отечественный эксперт по спортивной медицине и физиологии Петр Лидов объяснил, почему многие наши олимпийцы в Лондоне не могут совладать с собственными нервами.
— Почему наши конкуренты в главных стартах показывают свой максимум, а мы, нередко побеждая их по ходу сезона, проигрываем?
— Потому что современный спорт перешел в стадию подготовки спортсменов с помощью нового поколения стимуляторов. Появились уникальные методики управления поведением и предупреждения патологического стресса. Если объяснять проще, существует целый ряд разрешенных или, правильнее сказать, пока что не запрещенных методик, которые управляют эмоциями спортсменов. Наши основные конкуренты уже ими пользуются. Это подтверждают наблюдения за американскими и азиатскими спортсменами в Лондоне. Спорт перешел в стадию, когда необходимую дельту для победы дают спортивные ученые-физиологи.
Для ученых сейчас нет сверхпроблемы побороть стресс. Грубо говоря, я даю вам, скажем, «таблетку», которая воздействует на структуры ваших эмоциональных биохимических процессов. И вы либо избавляетесь от волнения, либо переживания ваши становятся минимальными.
— В России есть спортивная нейрофизиология?
— Правильнее сказать, есть квалифицированные кадры и есть единичные успехи. Системное привлечение спортивной нейрофизиологии дало бы мощнейший импульс в плане результатов сборной России. Но несовершенство спортивной науки и в частности тендерной политики препятствует развитию новых направлений в науке, но это уже долгий и отдельный разговор.
— Какие-то конкретные шаги по внедрению этих разработок уже предпринимались?
— Предпринимались. На уровне отдельных федераций об этих разработках известно. Нужна политическая воля и создание определенной межведомственной государственной структуры, которая бы отвечала (ответственность – это принципиально) за развитие научного обеспечения спорта и конкретно спортивной нейрофизиологии.
Это ведь не работа одной группы, одного института, Федерального медико-биологического агентства, Олимпийского комитета России или Минспорта. Если поторопимся, то за полтора года до Сочи мы еще сможем успеть догнать наработки соперников, – сказал Лидов в интервью «Московским новостям».