Skip Navigation Links

22 июня 2012

Светлана Гладышева: «Резервы развития – в регионах»

В конце мая Президент ФГССР Светлана Гладышева дала интервью корреспонденту ежемесячного делового журнала "Промышленник России", издаваемого Российским союзом промышленников и предпринимателей /РСПП/. Интервью опубликовано в вышедшем на днях июньском номере журнала и в полном объеме, без сокращений публикуется также на нашем сайте. Ниже - его текст с коротким вступлением.
Несколько лет назад в руководстве российского спорта произошли существенные изменения: государственные чиновники, никогда в жизни серьёзно спортом не занимавшиеся, передали свои руководящие посты в федерациях профессионалам спорта. Далеко не все бывшие известные спортсмены справились с новой для них руководящей работой. Среди тех, кому удалось стать эффективным спортивным функционером, – президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России Светлана Гладышева, успешнее всех из наших соотечественников выступавшая в своём виде спорта – горнолыжном.
– Светлана Алексеевна, прежде всего позвольте вас поздравить. Сегодня исполнилось ровно 2 года со дня вашего официального вступления в должность руководителя Федерации. Уже без приставки «и.о».
– Спасибо. Действительно, 2 года прошло. Я, признаться, забыла, что сегодня такой день.
– Помнится, в одном из интервью вы рассказывали, что согласиться на предложение возглавить горнолыжную спортивную «отрасль» вам было непросто. Сегодня о принятом решении не жалеете?
– Нет. Конечно, не жалею. Те результаты, которых в этом году наши спортсмены добились, жалеть не позволяют. Есть же в этом и частичка моего труда. За эти 2 года мне самой пришлось возмужать как спортивному функционеру. Для меня это была серьёзная школа. Было и трудно, и интересно. Прежде всего потому что в нашем, индивидуальном виде спорта всё зависит от тебя – от твоего самочувствия, от твоей подготовленности… А здесь включается фактор «команды». Федерация – это прежде всего команда. Чтобы добиться результата в работе, она должна быть и сплочённой, и квалифицированной, и ответственной. Каждый в отдельности и команда в целом.
– Команду сами подбирали?
– На ключевые позиции пригласила людей, которых хорошо знаю. В основном это мои давние коллеги по спорту, но что самое главное – единомышленники. Естественно, среди них немало бывших спортсменов.
– Понятно, что предстоящая Олимпиада в Сочи сейчас – актуальнейшая тема. Не буду спрашивать, на сколько медалей подведомственные вам спортсмены могут рассчитывать: наверное, этот вопрос вам задаётся постоянно. Скажите только: спортивное начальство страны очень на вас «давит» в смысле медальных обязательств?
– Конечно, некоторое давление ощущается. Со стороны Министерства спорта России, Олимпийского комитета. Определённые «плановые показатели» нам пытаются навязать. Всё это вполне понятно и объяснимо. Отчитываться за достигнутые результаты нам всё равно придётся. Подготовка к Олимпиаде – один из основных вопросов, которые мы обсуждаем на тренерских советах по нашим видам спорта – горнолыжному и сноуборду. Это структуры очень деятельные, состоящие из специалистов очень высокого класса, каждый из которых, конечно же, болеет за результат. Думаю, если исходить из наших фактических возможностей, сегодняшних достижений, когда придёт время отчитываться за олимпийские результаты, стыдно нам не будет.
Но было бы неправильно, если бы сегодня мы думали только о предстоящих олимпийских стартах, занимались исключительно подготовкой к ним.
Проблем в горнолыжном спорте и сноуборде немало. Мы отстали в вопросах подготовки современных тренерских кадров, материально-технической базы, методических пособий. До недавнего времени тренеров готовили по методикам, которые были написаны ещё в начале 1980−х! Сегодня горнолыжным спортом и сноубордом в России в спортивных школах и секциях более или менее серьёзно занимается менее 10 тыс. человек. На всю огромную страну! Это ничтожно мало.
Наша задача – сделать так, чтобы развивались государственные детские спортивные школы. Чтобы родители не приходили в ужас от запредельных сумм, которые нужно платить за занятия ребенка в частной спортшколе, чтобы тренеры – прежде всего те, кто работает с детьми, – получали достойную зарплату.
Самое главное – воссоздание целостной системы развития наших видов спорта. В советское время она существовала и неплохо работала. Сейчас же… Сложно рассчитывать на появление высококлассных горнолыжников, если в стране недостаточное количество детских спортивных школ, если в календаре детско-юношеских соревнований серьёзных стартов очень мало, если нет чёткой системы отбора… Словом, если нет ничего, кроме того, что кому-то захотелось организовать «кружочек горнолыжный» и он просто собирает деньги с желающих. А чтобы серьёзно тренировать, называться детскими спортивными школами, принимать участие в соревнованиях и реально готовить будущих чемпионов, надо совсем другое.
Мне много приходится ездить по стране. Я стараюсь, чтобы в каждом регионе, где у нас сохранились старые горнолыжные, сноубордические традиции, работа активизировалась. С этой целью мы регулярно встречаемся с руководителями регионов, я стремлюсь заручиться поддержкой губернаторов и глав региональных правительств, для того чтобы наши виды спорта в их регионах получили новый, дополнительный импульс к развитию на местном, а не только на федеральном уровне.
– В этом смысле можно сегодня географически обозначить наиболее перспективные «точки роста» российского горнолыжного спорта и сноуборда?
– Это прежде всего Урал, Сибирь, Дальний Восток. Есть перспективы на северо-западе страны, в центральных областях. В принципе у нас во всех базовых регионах есть нормальные, хорошие школы. Другое дело, что их мало. Вообще в наших видах спорта сейчас существуют 44 региональных отделения или федерации. Они в значительной мере самостоятельны.
Успешнее всего эти отделения работают там, где руководство регионов болеет за развитие спорта. Там финансирование ведётся не только через местные бюджеты, но и через региональные бизнес-структуры, сотрудничающие с местными федерациями.
Федерация – это прежде всего команда. Чтобы добиться результата в работе, она должна быть и сплочённой, и квалифицированной, и ответственной.
В целом же, если посмотреть на составы наших сборных команд, то в них есть представители многих регионов.
– И Камчатка, наверное?
– Конечно! В значительной степени – оттуда. Камчатка – своего рода образец того, как должно быть. Там давние традиции горнолыжного спорта, которые удалось не только сохранить, но и приумножить. В развитие спорта на Камчатке направляются средства в рамках различных федеральных программ. В этом году, например, по программе поддержки дальневосточных регионов. Закуплено материально-техническое оборудование для занятия горными лыжами и сноубордом. Сейчас строится канатная дорога в Елизово, проходит модернизация в горнолыжной школе «Эдельвейс» в Петропавловске-Камчатском, в столице края строится современный сноуборд-парк…
Я недавно была на Камчатке, мы говорили с губернатором о перспективах развития горнолыжного спорта и сноуборда. Планы там очень большие и при этом выполнимые. Уже начали и будут и дальше строить много всего современного и нового.
– В развитие зимних видов спорта на Камчатке вкладываются немалые средства. А другие регионы – они в этом смысле получаются как бы обделёнными?
– Удалённые регионы финансируются по специальным государственным программам. Для того чтобы попасть в эти программы, нужно собрать, подготовить очень много всевозможных документов. Это непросто, конечно. Плюс к этому нужен коллектив специалистов для реализации программы на практике. В принципе всё это реально. Как говорится, было бы желание. И во многих регионах такое государственное финансирование получают.
Есть регионы, где детские спортивные школы финансируются из местных бюджетов. Если ещё при этом через региональные федерации помогает бизнес – а это бывает достаточно часто, – то дело идёт на лад. Во всяком случае, для родителей, чьи дети занимаются в государственных школах, это никак нельзя назвать «дорогим удовольствием».
Для нас, в Федерации, тема поддержки регионов – одна из основных. Стараемся по мере сил помогать нашим единомышленникам, энтузиастам на местах. Совершенно очевидно, что резервы развития горнолыжного спорта, сноуборда – именно в регионах.
Вообще, сейчас определённые надежды мы связываем не только с развитием детских спортивных школ, но и с популяризацией горнолыжного спорта и сноуборда в целом, пусть даже на любительском уровне. Сегодня провести отпуск где-нибудь на европейских горнолыжных склонах далеко не все себе могут позволить. Но вот если сбудутся планы по созданию Северо-Кавказского туристического кластера, ситуация может измениться.
Понятно, что инструкторами на новых горнолыжных курортах будут работать многие наши спортсмены, завершившие спортивную карьеру. Представьте: приехала семья на отдых, родители захотели, чтобы с их ребёнком позанимался тренер, обучил азам. А может быть, это станет первыми шагами будущей звезды горнолыжного спорта или сноуборда? Вообще, если отдых на горнолыжных курортах станет для россиян делом более или менее привычным, это хороший шанс и для популяризации, и для развития нашего вида спорта. Ведь там будут создаваться необходимые условия и для работы детских спортивных школ.
– В целом, как я понимаю, речь идёт о том, что сегодня необходимо заложить своего рода фундамент для успешного развития ваших видов спорта на годы вперёд?
– Совершенно верно. Именно на годы вперёд, а не только под Олимпиаду в Сочи. Тут ведь можно говорить о двух вариантах развития. Один – как сделали в Канаде, готовясь к проведению игр в Ванкувере. Там хозяева неплохо «выстрелили» по многим дисциплинам, потому что все их усилия были направлены именно на то, чтобы хорошо выступить на «домашних» играх. А в Норвегии, например, поступили дальновиднее. Там в своё время на государственном уровне тщательно разработали целую программу развития зимних видов спорта именно с прицелом на будущее, и начали именно с детско-юношеского спорта. Поэтому норвежцы и занимают сегодня очень прочное, доминирующее положение во многих зимних спортивных дисциплинах, и никакого спада не предвидится.
– Если мы уже заговорили о зарубежном опыте, то уместно спросить: тренеров из других стран для подготовки наиболее перспективных спортсменов вы приглашаете?
– Да, и делаем это достаточно активно. У нас работает несколько прекрасных тренеров из-за рубежа. Словенцы, австрийцы, американцы, французы – достаточно большой коллектив. Эти люди успешные, люди «не с улицы». Среди них есть специалисты, тренировавшие олимпийских чемпионов. Абсолютные профессионалы, которые хотят помочь нашей команде. У нас вообще интернациональные тренерские коллективы на всех уровнях сборных команд. На так называемом уровне «А», где собраны сильнейшие спортсмены, иностранные специалисты оказались в большинстве. На уровне «В» – примерный паритет. На уровне «С» в основном работают россияне.
Здесь очень важно, что наши, российские, в том числе молодые тренеры постоянно находятся в контакте с опытными зарубежными коллегами, учатся, перенимают опыт.
– Наверное, уровень зарплат у иностранных специалистов достаточно высокий?
– Конечно, за копейки никто работать не будет. Но и свои, российские тренеры сегодня неплохо обеспечены. Я уже говорила, что государственное финансирование наших видов спорта через различные программы можно назвать достаточно солидным. Плюс спонсоры. Их у нас немало, и на региональном, и на общероссийском уровне. Не хочу никого выделять, а перечислять всех – дело долгое. Кому интересно – могут заглянуть на сайт нашей Федерации. Бизнес вкладывает серьёзные деньги в наши виды спорта. И мы нашим партнёрам за это очень благодарны.
– А то, что вы хорошо лично знакомы и с президентом, и с премьером, то, что Владимир Владимирович Путин очень любит горные лыжи – это помогает при общении с потенциальными спонсорами? И вообще – способствует развитию горных лыж?
– Ну, мы же помним, что, когда президентом был Борис Николаевич Ельцин, теннис у нас стал развиваться просто фантастическими темпами. Не думаю, что в нашем случае связь настолько прямая, но она, наверное, всё-таки есть. Президент и премьер вообще очень живо интересуются горными лыжами – и в плане самосовершенствования как любители, и всегда стараются быть по возможности в курсе наших успехов и трудностей. Но дело тут не просто в каком-то особо благосклонном отношении к горнолыжному спорту. Совсем недавно руководством нашей страны (честно говоря, не помню, кто первым об этом заговорил – Путин или Медведев) была озвучена прекрасная, на мой взгляд, идея – создать в Сочи многопрофильный спортивный интернат по зимним видам спорта. Работать он должен на базе олимпийских объектов.
Там будут жить и тренироваться юниоры, которые должны вот-вот шагнуть в большой спорт, наши главные будущие олимпийские надежды. Это было бы действительно здорово! Сейчас эта идея уже прорабатывается. Думаю, если учитывать, что исходит она от первых лиц государства, то шансов на её реализацию очень много. Такой интернат – своего рода высшая школа олимпийского резерва – нам сейчас очень нужен. И здесь речь идёт не только о горных лыжах и сноуборде, но и о зимних видах спорта в целом. И я очень надеюсь, что выпускники этого спортивного учебного заведения через какое-то время придут на смену сегодняшним нашим лидерам…
– Поимённо их, тех, на кого мы сегодня можем надеяться, назвать можете?
– Конечно, большие надежды мы связываем в сноуборде с Катей Тудегешевой, которая уже не первый год является одним из мировых лидеров. Да и в целом женская команда по сноуборду у нас сильная. Ребята-сноубордисты тоже прибавляют, у них будут шансы в Сочи на высокий результат. Подтянулись, в частности, мастера сноуборд-кросса – Андрей Болдыков, завершивший минувший сезон вторым номером мирового рейтинга в этой дисциплине, и молодой Николай Олюнин, впервые ставший призёром этапа Кубка мира. Прогрессирует в «мягком» сноуборде Алексей Соболев, имеющий на своем счету победу на этапе Кубка мира в олимпийской дисциплине слоупстайл, а его однофамилец Андрей в параллельных дисциплинах впервые в истории российского мужского сноуборда стал призёром этапа Кубка мира в параллельных видах. В нашей горнолыжной составляющей я рассчитываю, что и Серёжа Майтаков, и Саша Хорошилов уже в следующем году ворвутся в тридцатку сильнейших горнолыжников в отдельных дисциплинах, а там, глядишь… Но давайте всё-таки не будем загадывать. Лучше надеяться на успех. И работать на него.

Во время интервью

Светлана Гладышева и Владимир Путин на тестовых соревнованиях по горнолыжному спорту на ГЛК "Роза Хутор" в Сочи

Светлана Гладышева со спортсменками юниорской и женской сборных команд России по горнолыжному спорту

Президент ФГССР знакомится со свежим номером журнала "Промышленник России". Фото из архива ФГССР и корреспондента журнала

к списку материалов