В 1976 году преемником Василия Захарченко на посту президента Федерации горнолыжного спорта СССР стал Аркадий Васильевич Дмитриев, - ещё один энтузиаст горнолыжного спорта, входивший в то время в состав руководства союзного министерства строительных материалов. Главной заслугой нового президента стало то, что он не стал вносить никаких принципиальных изменений в курс предшественника, привнеся в деятельность Федерации при этом те плюсы, которые были связаны с его профессиональной деятельностью.
В результате, за первые десять лет самостоятельной работы Федерации под руководством Василия Захарченко и в последующий период – под руководством Аркадия Дмитриева общими усилиями центральных и региональных спорткомитетов во взаимодействии с федерациями в Москве и на местах была создана солидная база для первых успехов нашей горнолыжной сборной на рубеже 70-х- 80-х годов.
При этом нельзя забывать и тот факт, что первые международные старты наших горнолыжников начались лишь в начале 50-х годов, и именно участвовавшие в них спортсмены, представители различных регионов страны, стали у себя главными двигателями развития горнолыжного спорта, прежде всего в качестве тренеров. Постепенно к двум ведущим в горнолыжном спорте клубам ЦСКА и «Динамо» присоединились «Буревестник», «Труд», «Спартак» и другие...
На посту президента ФГС СССР Аркадий Дмитриев много сделал для повышения эффективности работы Федерации путём создания комиссий по развитию материально-технической базы отечественного горнолыжного спорта. Была налажена систематическая работа по обмену опытом между регионами в тесном сотрудничестве с Управлением зимних видов спорта Министерства физкультуры и спорта, продолжали крепнуть и международные связи, налаживание которых началось при Василии Захарченко, организовавшем, например, знаменитый в те годы «Приз Эльбруса» - весенние (апрель-май) соревнования горнолыжников, на которые приезжали такие зарубежные знаменитости, как Шранц, Хеннинг, Нойройтер…
Аркадий Дмитриев много времени уделял обеспечению отечественного горнолыжного спорта всем необходимым. По его инициативе на горнолыжных комплексах Северного Кавказа, где регулярно тренировались "сборники", были построены целые «горнолыжные посёлки» из удобных и тёплых сборных домиков, улучшалось качество трасс, модернизировались подъемники. Впрочем, такое отношение со стороны руководства Федерации распространялось и на другие горнолыжные комплексы, которым по мере возможностей, с привлечением местных и региональных ресурсов также оказывалась поддержка. При активном участии Федерации, Всесоюзным НИИ лёгких сплавов на поток был поставлен выпуск отечественных горных лыж «ВИЛС», а также – производство горнолыжных креплений по типу немецких «МАРКЕР», алюминиевых конусных палок. Вскоре производство горных лыж было налажено и на фабрике в закарпатском Мукачево, а Московская экспериментальная фабрика спортинвентаря приступила к производству двойных кожаных горнолыжных ботинок на шнуровке.
В чисто спортивной жизни Федерации также произошло знаковое событие: в 1975 году главным тренером сборной СССР по горнолыжному спорту стал 29-летний Леонид Тягачёв, с именем которого связаны самые яркие успехи советских и (на первом этапе) российских горнолыжников, а впоследствии – и первые успехи отечественных сноубордистов.
Леонид Тягачёв достаточно рано завершил карьеру действующего горнолыжника, успев стать мастером спорта и выступить в составе сборной страны. Но по-настоящему его талант проявился на тренерском поприще. Начав карьеру в качестве старшего тренера подмосковных горнолыжников, Тягачёв впоследствии прошёл годичную стажировку в Австрии и вернулся домой не только с лицензией профессионального тренера, но и со свежими идеями, вооружённый самыми современными для того времени методиками подготовки классных горнолыжников. Сменив на посту главного тренера сборной страны Владимира Зырянова, который сконцентрировался на работе главы республиканской Федерации (РСФСР) горнолыжного спорта, Тягачёв приступил к созданию той команды, которая в конце 70-х – начале 80-х годов принесла громкую славу отечественному горнолыжному спорту.
К Владимиру Андрееву, который был привлечён в главную команду ещё Зыряновым, вскоре присоединились Александр Жиров, Владимир Макеев, Валерий Цыганов, Владимир Синетов, Сергей Чаадаев и ряд других талантливых горнолыжников. Упомянутая в предыдущих материалах знаменитая «советская вертикаль» отечественной горнолыжной школы стала давать щедрую отдачу…
И в 1978 году к нашему горнолыжному спорту пришёл первый громкий успех в Кубке мира: 10 декабря в австрийском Шладминге советский спортсмен Владимир Макеев стал первым в отечественной истории призёром этапа Кубка мира, завоевав «бронзу» в скоростном спуске. Затем последовали призовые места лидера нашей сборной Александра Жирова в сезоне 1979-80 г.г., но по-настоящему прорывным стал сезон следующий – 1980-81 гг.
Сначала были подиумы Кубка мира Владимира Андреева и его супруги – Надежды, а в марте и произошёл тот самый прорыв, который за рубежом получил название «трёх недель русского чуда»…
Всего за 23 дня – с 5 по 28 марта советские горнолыжники одержали пять побед на этапах Кубка мира! Первопроходцем стал Валерий Цыганов, выигравший скоростной спуск на этапе в американском Аспене. А затем последовали одна за другой четыре подряд победы Александра Жирова в слаломе-гиганте и слаломе на этапах в Японии и Европе с 14 по 28 марта. В результате по итогам того сезона советская сборная была названа «самой прогрессирующей командой мира», а Леонид Тягачёв признан коллегами и специалистами горнолыжного спорта «Тренером года».
К сожалению, этот громкий успех оказался и «лебединой песней» замечательной команды. В мае 1983 года в автокатастрофе трагически погиб Александр Жиров. В том же году в «почётную ссылку» - поднимать горнолыжный спорт в Узбекистане на два года был отправлен Леонид Тягачёв. А вскоре после этого в высокие кабинеты спортивных чиновников были приглашены члены сборной страны.
Как вспоминает о тех событиях наш первый победитель этапа Кубка мира, а ныне – вице-президент и исполнительный директор ФГССР Валерий Цыганов «нам популярно объяснили, что, мол ребята, ваше время ушло. Ваши пятые, шестые, восьмые или десятые места – это уже не результат. Пора уступить место молодым…».
Как в известном пролетарском гимне – «разрушить до основанья, а затем»… Так закончилась история замечательной горнолыжной команды. Цыганов, Макеев, Андреев и другие один за другим завершили спортивную карьеру. Вот только в отношении «затем», как скоро выяснилось, спортивные чиновники сильно просчитались. Горнолыжников уровня ушедших из спорта в стране на тот момент не было и подхватить эстафету даже на уровне «пятых-шестых» мест в Кубке мира оказалось некому. Наш мужской горнолыжный спорт надолго забыл о громких победах – до декабря 2014 года, когда первый в российской истории мужской подиум в Кубке мира завоевал в слаломе в шведском Оре Александр Хорошилов, выигравший там «бронзу».
Что же касается середины и второй половины восьмидесятых, то это стало временем становления другой нашей замечательной команды – женской. Но об этом – в нашей следующей публикации – о периоде жизни и работы Федерации под руководством третьего по счёту её президента – дважды Героя Советского Союза, лётчика-космонавта Георгия Гречко.
Продолжение последует. Начало - в наших публикациях от 23 июля и 28 июля.
Пресс-служба ФГССР благодарит за предоставление архивной информации и помощь в подготовке материалов нашей рубрики бессменного пресс-атташе сборной СССР с 70-х г.г. Вячеслава Быкова.