Skip Navigation Links

22 марта 2021 / Горнолыжный спорт

Изменит ли FIS правила проведения гонок Кубка мира после очередных скандалов на финалах?

Как уже известно, завершившийся вчера финальный этап Кубка мира по горнолыжному спорту в Швейцарии ознаменовался серьезными скандалами. Отмена гонок, разногласия и споры на эту тему, снег, туман, не принятые во внимание требования спортсменов... Кубки, "разыгранные" без финалов, радость одних спортсменов и переживания, недовольство и острая реакция на очевидную по их мнению несправедливость других. А могло ли быть по-другому?

Как известно, правила FIS не допускают изменений в финале и переноса гонок для того, чтобы избежать необходимости выбирать, какие гонки проводить, а какие – нет.

В течение всего сезона можно попытаться наверстать упущенное, перепланировать, удлинить выходные, переехать на другой курорт или отменить гонки в зависимости от погоды или иного форс-мажора. Во время основного сезона есть время для маневра, и есть, хотя бы в теории, возможность что-то сделать в связи с отменой гонки.

А как же финалы? Это последние, решающие гонки, после которых сезон завершается, и нет никакого "после". Гонка, отмененная в декабре, отличается от гонки, отмененной в финале.

К заключительным соревнованиям спортсмены приходят со всей мощью или усталостью, накопившейся за сезон. В финалах участвуют только 25 лучших в мире, и часто судьба кубков решается именно в последних гонках. В том же футболе, например, первые пять минут игры длятся столько же, сколько и последние, но гол, забитый на 90-й-й минуте имеет совершенно иной вес, нежели гол, забитый в самом начале игры.

Конечно, когда командные соревнования, как это было на днях в Ленцерхайде, проходят при идеальной погоде, в то время как две принципиально важных гонки перед этим были отменены, это является раздражающим фактором и может восприниматься как насмешка. Но можно ли сделать соревнования на финалах более справедливыми для всех?

Очевидно одно: FIS пора меняться. В том числе изменить правила таким образом, чтобы они предусматривали почти все случаи, не давая при этом никому явных преимуществ. И в то же время позволяли болельщикам наслаждаться этим грандиозным шоу и не разочаровываться. И, конечно, необходимо максимально сохранить спортивную ценность финалов.

Но недостаточно сказать: "Давайте отменим командные соревнования и проведем гонку". Например, в Ленцерхайде, даже если бы командные соревнования были отменены, какая гонка должна была состояться? Скоростной спуск или супергигант? Невозможно сделать выбор, потому что в любом случае были бы разногласия, подозрения, нападки. Противоречивые интересы между отдельными федерациями и их командами, организаторами, между самими спортсменами.

Стоит учитывать и тот факт, что с 2004 по 2021 год на финалах было отменено 11 гонок, из которых – 4 скоростных спуска, 4 гиганта, два супергиганта и один слалом.

Что можно изменить, предусмотрев это в правилах?

1) возможность устранения командных гонок.

2) увеличение времени, отведённого для финала, с добавлением в стандартную программу ещё трех резервных дней (как максимум).

На сегодняшний день, по сути, программа включает в себя две тренировки в начале недели, в среду и четверг проходят скоростные соревнования, в пятницу – командные гонки, в субботу и воскресенье – гигант и слалом.

В финале, так как в среднем на одну гонку приходится 20-25 спортсменов, за один день можно провести две гонки (одну мужскую и одну женскую).

3) при хорошей погоде: обычная программа с пятью гонками (включая командные соревнования) за 7 дней.

В случае плохой погоды: две гонки в скоростных дисциплинах, два дня для технических дисциплин с одновременной отменой командных соревнований. Можно зарезервировать пятницу и субботу на случай отмены скоростного спуска и супергиганта и предусмотреть еще два дня для проведения гонок в технических видах, в случае их отмены.

Таким образом, если в программу финалов добавить максимум три дня, финалы могут заканчиваться в среду, а не в воскресенье. Расходы при этом возрастут, но их можно компенсировать за счет бюджета FIS или организаторов финалов.

В качестве дополнительного варианта можно рассмотреть возможность учитывать пять-семь лучших гонок в зачете каждой дисциплины, как это сделано в других зимних видах спорта. Но понятно, что для этого FIS придется пойти на кардинальные изменения, к которым федерация сейчас не очень готова, констатирует superski.ru.

Фото FIS

к списку материалов